НЕМЦЫ В КАЗАХСТАНЕ. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ЯЗЫКА.

Д-р Лариса Найдич
преподаватель кафедры языкознания Гуманитарного факультета Еврейского университета в Иерусалиме, Израиль.

1. Статистика, история, перспективы.

Известно, что немцы составляли существенную часть населения бывшего Советского Союза. Согласно переписи 1979 года, они занимали 14-е место по численности населения среди народов СССР. Этническое, культурное и языковое своеобразие российских немцев дало основание некоторым ученым рассматривать их как особую народность.

Во время Второй мировой войны российские немцы были депортированы из европейской части СССР в Сибирь и в республики Средней Азии, в основном в Казахстан; в послевоенные годы судьба многих немецких семей стала связанной с Казахстаном, в экономику и культуру которого немцы внесли существенный вклад. По статистическим данным за 1979 год, в Казахстане проживало 900 тыс. немцев, что значительно больше, чем в других республиках Советского Союза (в РСФСР 791 тыс., в Киргизии - 101 тыс., в Узбекистане - 40 тыс., в Таджикистане - 39 тыс.). По переписи населения за 1989 год, численность немцев в Казахстане составляла 957 тыс. человек; таким образом, они занимали третье место по численности населения после казахов и русских. В последние годы численность немецкого населения Казахстана постоянно уменьшается вследствие их выезда в Германию. Так, в 1994 году их оставалось 615 тыс. человек; а по данным на 1 января 1995 года, в Казахстане проживало 525,5 тыс. немцев, что составило 3,2% населения республики (таким образом, немцы оказались на четвертом месте по численности населения после казахов, русских и украинцев.

Откуда же появились немцы в Российской империи, а затем в Казахстане? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к русской истории.

История российских немцев восходит к эпохе Екатерины Второй, хотя уже при Иване Грозном в Москве возникла немецкая слобода, а при Петре Первом немецкие ремесленники: плотники, пекари, корабельные мастера, а также - как бы мы сказали сегодня - представители интеллигенции: учителя, врачи, инженеры, архитекторы - помогли создать новую столицу и придать ей особый, ни с чем не сравнимый, облик. Массовое переселение немецких крестьян-колонистов в Российскую империю началось в 60-е годы 18 века и продолжалось, по крайней мере, сто лет (с 1764 до 70-х годов 19 века). Важным толчком для иммиграции немецких колонистов послужили манифесты Екатерины Второй "О позволении иностранцам выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу" (1762 г.) и "Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и дарованных правах" (1763 г.). Немецким поселенцам предоставлялись пустующие земли; им давались значительные привилегии - свобода от воинской повинности, освобождение от высоких податей, свобода вероисповедания. В основном выделяются три волны немецкой эмиграции в Россию: 1) В 1764-1774 гг. основаны колонии на Волге (106 деревень), несколько колоний в Петербургской губернии, шесть колоний в Черниговской и одна в Воронежской губернии.

2). В связи с Турецкими войнами и колонизационной политикой Потемкина в 1790-1793 гг. основываются первые немецкие колонии на Украине, например, Рыбальск вблизи Екатеринославла.

К тому же времени относятся первые поселения меннонитов. Меннониты - анабаптистская секта, основанная в Голландии Менно Симонсом (умер в 1561 г.). В середине 16 века они были вынуждены бежать из-за религиозных преследований в низовья Вислы и Данцига. Причиной их переселения в Россию был конфликт с прусским правительством по поводу военной службы (меннониты были принципиальными пацифистами). В 1824 году в бывшей Новороссии насчитывалось 18 меннонитских колоний в районе Хортицы и 38 на реке Молочной у Мелитополя. Значительно позже (1855-1870 гг.) возникает третий центр меннонитской колонизации на Волге (Самарская и Кеппентальская группы).

При Александре Первом переселение немцев в Черноморье возобновляется. С 1803 по 1823 гг. основываются новые колонии в Новороссии в Херсонской, Екатеринославской, Таврической и Бессарабской губерниях, из которых затем образуются выселки на Северной Украине, в Донецкой области, на Северном Кавказе. В 1817-1819 гг. вюртембергские сектанты-сепаратисты, добившись разрешения у Александра Первого на поселение в Закавказье, образовали несколько колоний в Грузии близ Тифлиса и одну колонию в Азербайджане.

3). В 1830-1870 гг. немцы поселяются на Волыни, куда они переезжают из старых сел в Польше. И наконец, в последние десятилетия 19 века многочисленные немцы из колоний на Волге, в Причерноморье, на Волыни переселяются в поисках новых неосвоенных земель; они создают новые поселения на Южном Урале, в Сибири, в Туркестане. Первые немецкие села в Казахстане были созданы в 1880 году. В период столыпинской реформы в 1905-1911 годах на севере Казахстана были уже десятки немецких поселений. В 30-е годы в Казахстан стали приезжать немцы из сел на Украине, в Крыму, в Поволжье, в Ленинградской области; это были в основном крестьяне, высланные в результате раскулачивания и репрессий. Тем не менее, вплоть до Второй мировой войны многочисленные немецкие села (колонии) существовали и в европейской части СССР; в той или иной степени сохранялись и своеобразная колонистская немецкая культура, и диалекты, использовавшиеся в повседневном общении.

В течение длительного времени колонисты в Российском государстве составляли привилегированную группу населения. В отличие от русских крестьян - крепостных, они были вольными людьми. В 1763 году по приказу Екатерины Второй для управления колониями была образована "канцелярия опекунства иностранных", которая приравнялась к министерству (государственной коллегии). Законы, которым подчинялись колонисты (колониальный кодекс), предусматривали целый ряд свобод, в том числе, самоуправление, наследование земли, возможность перехода в другое сословие. Где бы ни жили колонисты, будь то Украина с плодородными землями или Петербургская губерния с тяжелыми для сельского хозяйства природными условиями, они создавали образцовые хозяйства, получали богатые урожаи, развивали животноводство. Таким образом, они вполне оправдали надежды Екатерины Второй.

Привилегии, данные колонистам, сохранялись в течение многих десятилетий. Однако в ходе реформ Александра Второго, важнейшая из которых состояла в отмене крепостного права (1861 год), немецкие колонисты были лишены многих прав и, в конце концов, перестали существовать как особое сословие. В конце 70-х годов 19 века была отменена и их свобода от воинской повинности. Политика Александра Третьего, вступившего на престол в 1881 году, была в большой степени националистической, в особенности антинемецкой, что ставило под угрозу культурную автономию немецких крестьян.

Октябрьский манифест Николая Второго 1905 года, казалось бы, давал перспективы нового развития немецких поселений. Представители колонистов были во всех четырех Государственных Думах. Советская власть провозгласила право наций на самоопределение. В октябре 1918 года на Волге была создана рабочая немецкая коммуна, а в 1924 году на ее основе была провозглашена Автономная Республика Немцев Поволжья. Кроме того, на Украине были образованы немецкие районы и немецкие сельсоветы. Но уже с конца 20-х годов начинаются репрессии против российских немцев, достигшие большого размаха в 1936-1939 годах. Огромный ущерб немецким селам нанесло раскулачивание, повлекшее за собой разорение хозяйства, высылку, а иногда и физическое уничтожение людей. Кроме того, многие немцы были обвинены в шпионаже в пользу Германии, арестованы, сосланы или расстреляны. Ликвидация Автономной Республики Немцев Поволжья, уничтожение немецких сел на Волге, на Украине, на Кавказе, в Ленинградской области и в других местах, изгнание и физическое уничтожение тысяч ни в чем не повинных людей рассматриваются сегодня как один из не имеющих ни правовых, ни тем более моральных оправданий актов сталинских репрессий, жертвой которых часто становились целые народы.

Депортация российских немцев из европейской части Советского Союза и с Кавказа была начата в июле 1941 года и проходила в несколько этапов. В августе 1941 года немцы были высланы с Крымского полуострова, причем депортация осуществлялась под видом эвакуации из опасной вследствие военных действий зоны. Затем немецкое население было депортировано из Украины и с Волги. 28 августа 1941 года был опубликован указ "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В этом документе, подписанном Калининым и Горькиным, говорилось: "По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья". Таким образом, были приняты "карательные меры против всего немецкого населения Поволжья" (так читаем в указе!), под которые подводилось некоторое подобие правовых оснований. Местами для "расселения" волжских немцев должны были стать "изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности". Другая часть российских немцев оказалась на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками, и была вывезена в Германию и в Польшу. После войны большинство из них были возвращены в Советский Союз и тоже оказались в Сибири, в Казахстане и в прочих местах ссылки, на "спецпоселении", под надзором НКВД. По данным, приведенным И. Флейшхауэр и Б. Пинкусом, в 1945-1946 годах в Казахстане проживало около 530 тыс. немцев, в то время как в РСФСР, в основном в Сибири и на Алтае, их было 650 тыс., а в Киргизии и Таджикистане около 70 тыс. Местами проживания немцев в Казахстане были в основном Карагандинская, Кустанайская, Целиноградская, Павлодарская, Семипалатинская, Кокчетавская, Джамбульская области.

Вопрос о возвращении российских немцев в места их прежнего проживания в течение длительного времени не стоял. Согласно указу Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 года, немцы, как и чеченцы, калмыки, финны, латыши должны быть "переселены в предоставленные им районы навечно", их "выезд с мест поселения без особого разрешения органов МВД" карался "каторжными работами до 20 лет".

Этот указ действовал до 1955 года, когда немцы были сняты с учета спецпоселения (указ от 30 декабря 1955 г.); они получили право переезжать в другие районы страны, за исключением мест, где они жили до войны. В указе 1955 года подчеркивалось, что речь не идет о возвращении немцам конфискованного при переселении имущества или об их возвращении в места, откуда они были выселены. Одновременно стали приниматься некоторые меры по улучшению жизни немцев в различных районах СССР, в том числе и в Казахстане; например, было расширено преподавание немецкого языка в школах. Немаловажную роль играли при этом переговоры с ФРГ, требовавшей возвращения в Германию лиц, имеющих немецкое гражданство, в том числе тех, кто получил его в годы Второй мировой войны.

Частичная реабилитация российских немцев последовала лишь в 1964 году, когда появился указ от 29 августа, в котором утверждалось, что "огульные обвинения" немцев Поволжья в пособничестве фашистским захватчикам "были неосновательными и явились проявлением произвола в условиях культа личности Сталина". Наряду с отменой указа 1941 года "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", отмечалось, что "немецкое население укоренилось по новому месту", т. е. речь шла о возвращении переселенцев или о создании каких-либо государственно-административных структур. Лишь указ от ноября 1972 г., не подлежавший опубликованию, снимал ограничения в месте проживания немцев. Тем не менее, ни республика на Волге, ни немецкие районы в других местах не были восстановлены. Политика по отношению к немцам в СССР, в частности, в Казахстане во многом определялась вниманием к ним со стороны правительства и общественности ФРГ. Усилия, направленные на право выезда в Германию немцев, прежде всего, тех, кто находился на территории немецкого рейха и получил немецкое гражданство во время Второй мировой войны, предпринимались и ими самими, и немецким правительством, и организацией Красный Крест.

В сентябре 1972 г. стало известно о письме немцев Казахстана, которое подписали 3,5 тыс. глав семей. В немецких средствах массовой информации эта борьба получала отражение и поддержку. В ответ на это коммунистическая партия Казахстана предпринимала некоторые меры, направленные на уменьшение недовольства немцев, на создание им условий для культурной автономии. В то же время, разворачивалась пропаганда против эмиграционных настроений, представляемых как плод деятельности зарубежных идеологических центров. Были приняты постановления ЦК КП Казахстана от 16 апреля 1974 г. "Об усилении идейно-воспитательной работы среди граждан немецкой национальности" и от 26 июня 1974 года "О дальнейшем усилении политико-воспитательной работы среди граждан немецкой национальности" . Персональные дела людей, желавших уехать в Германию, разбирались на заседаниях специально организованных общественных комиссий. Тем не менее, желаемые результаты не были достигнуты. Поэтому руководство КПСС пришло к выводу о необходимости создания немецкой автономии. В августе 1976 года группа членов ЦК КПСС, занимавшаяся разработкой этого вопроса, выступила с предложением образовать немецкую автономную область в Казахстане с центром в г. Ерментау. Позже, 31 мая 1979 года, Политбюро ЦК КПСС приняло постановление "Об образовании немецкой автономной области", которое не было воплощено в жизнь, возможно, из-за протестов местного населения.

С началом перестройки российские немцы усиливают борьбу за восстановление автономии; прежде всего, речь идет о воссоздании республики на Волге. Эти попытки наталкиваются на существенные трудности и не приводят к желанному результату. Одновременно ведется работа по приобщению немцев, живущих в странах бывшего СССР, к немецкой культуре, улучшению преподавания немецкого языка. Правительство ФРГ выделяет значительные средства на помощь в этом деле. Регионами, которые получили значительную помощь из ФРГ в 1990 г., были, например, Павлодарская, Карагандинская и Кустанайская области в Казахстане.

29 октября 1992 года состоялся 1-й съезд немцев Казахстана, было принято решение о создании немецкого культурного центра. 25 июня 1995 г. прошел 2-й съезд, на котором был избран Совет немцев Казахстана. В начале 90-х годов российским правительством предпринимались некоторые попытки по решению вопросов, волнующих российских немцев. Так, 21 февраля 1992 года Ельцин подписал указ о неотложных мерах по реабилитации российских немцев. Тем не менее, число немцев, выезжающих из республик бывшего Советского Союза, в том числе из Казахстана, не уменьшается, что вызвано и серьезными экономическими трудностями, и разочарованием в политике. В 1995 г. из Казахстана выехало 117 тыс. немцев, в 1992 г. более 92 тыс. Многие немцы ждут разрешения на выезд, оформляют документы. Иммиграционная квота в Германию из стран бывшего СССР составляет 200 тыс. человек; исходя из этого, многие ждут своей очереди, "сидят на чемоданах". Во время визита в Казахстан канцлера ФРГ Гельмута Коля в мае 1997 г. Нурсултан Назарбаев отметил большое значение немецкой диаспоры, проживающей в Казахстане, для сотрудничества между двумя странами. Одновременно он призвал казахстанских немцев не покидать "свою родину, Казахстан", а строит вместе с другими народами этой страны лучшее будущее.

Диалектология, социолингвистика, проблемы языковых сношений.

Проблемы языка, на котором говорили и говорят немцы из стран бывшего СССР, во многом связаны с их происхождением, с немецкой родиной. Живущие сегодня в Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, немцы - потомки выходцев из различных областей Германии. Большинство из них происходит из юго-западных районов, где крестьяне особенно страдали от малоземелья, разорения в результате многолетних войн с Францией, а также высоких налогов и податей. Областями, из которых шла интенсивная эмиграция во второй половине 18 и в начале 19 века были, например, северный Эльзас, северный Баден, Вюртемберг, Гессен, Пфальц. С другой стороны, в течение ряда лет шло массовое переселение немецких крестьян из северной Германии, из областей около Данцига. Среди колонистов были и швейцарцы, о чем свидетельствуют, например, названия колоний типа Цюрихталь в Крыму. Как известно, существует множество региональных разновидностей немецкого языка (диалектов), которые и сегодня широко используются в Германии в повседневном общении, особенно в сельской местности. Ясно, что родным языком крестьян, переселившихся в Российскую империю, был диалект той местности, из которой приехали колонисты.

Немецкие диалекты характеризуются значительным разнообразием; они делятся на два основных типа - нижненемецкие и верхненемецкие. Граница между этими основными диалектными ареалами в Германии проходит севернее Аахена, пересекает Рейн южнее Дюссельдорфа, Эльбу выше Магдебурга и Одер около Франкфурта на Одере. Верхненемецкие диалекты, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп: средненемецкие, среди которых выделяются, например, пфальцские и гессенские, южнонемецкие, среди которых выделяются баварские и алеманские. В российских колониях можно было встретить большинство диалектов немецкого языка (Schirmunski, 1930 494-495. Dinges, 1923. Domaschnew, 1993. Jedig, 1994. Naiditsch, 1996). В основном это верхненемецкие говоры. Так, в Поволжье колонисты говорили на гессенских, пфальцских, восточносредненемецких (из района восточной Тюрингии и Саксонии) диалектах, а из нижненемецких встречались западнопрусские говоры с низовья Вислы около Данцига. На Украине, в Крыму, в Закавказье также можно было услышать целый ряд верхненемецких говоров: алеманские (северноэльзасские), швабские, севернобаварские, различные типы пфальцского и гессенского, - а кроме того, как и в Поволжье, нижненемецкие диалекты западнопрусского типа. О последних следует сказать особо. Речь идет о диалектах меннонитов, которые сохранили не только свою религию, но и языковые особенности. Диалект меннонитов ("меннонитский" или Plautdietsch) носит на себе следы смешения нижненемецского (западнопрусского) с нидерландским и фризским языками, включая в себя отдельные заимствования из польского. Он изучался целым рядом исследователей ( Г. Г. Едиг, Г. Я. Панкрац, Г. Н. Классен, Д. Я. Гооге, Н. М. Гринева и другие, подробнее см. библиографию в: Bergend, Jedig, 1991; ср. также новую работу голландских ученых: Nieuweboer, de Graaf, 1996).

Уже в конце 19 века, переселяясь в Казахстан и в другие отдаленные от европейской части Российской империи районы для создания там новых колоний и освоения целинных земель, колонисты "привозили" сюда свои диалекты. Так, меннонитские колонии возникли в 1899-1910 гг. вблизи Славгорода, Павлодара и в других местах. В 1936 году в Казахстан переселились немцы с Волыни, из Житомирской области, носители своеобразного смешанного диалекта, называемого волынско-немецким. До сих пор они живут в Чкаловском районе Кокчетавской области, где существует зона их компактного проживания (села Виноградовка, Вишневка, Зеленый Гай, Ясная Поляна и др.). Своеобразный говор этой области был описан в работах В. Киршнера. С прибытием множества немцев в Казахстан после Второй мировой войны здесь образовались новые села, жители которых сохранили различные немецкие диалекты. Например, в Железинский район Павлодарской области во время войны были высланы немцы из Закавказья, потомки вюртембергских сепаратистов, говорящие на швабском диалекте. Этот диалект описан Робертом Корном и Е. А. Ростовцевым, он хорошо сохранился, например, в селах Новокузьминка, где в 70-х годах, когда эти лингвисты работали над своими исследованиями, проживало 233 носителей швабского диалекта, и Михайловка, где в 1975 году проживало 865 немцев, из которых 558 говорили на этом диалекте.

В результате депортации немцев во время и после Второй мировой войны в некоторых областях Казахстана сложилась особая, не только демографическая и социальная, но и языковая ситуация. Возникли многонациональные села со значительной долей немецкого населения, которое, в свою очередь, неоднородно по своему происхождению. Так, в обследованном автором данной статьи в декабре 1989 году райцентре Мартук Актюбинской области были обнаружены следующие диалекты: швабский из района вблизи Бердянска (т. е. диалект потомков вюртембергских сепаратистов, родина которых долина реки Неккар и ее притоков), смешанные швабско-франкские диалекты из Крыма, из Одесской области, два типа нижненемецких говоров меннонитов. Часто в одной и той же семье наблюдался своеобразный мультилингвизм, причем, если носители верхненемецких говоров сравнительно хорошо понимали друг друга, нижненемецкие говоры столь значительно отличаются от других, что взаимопонимание оказывалось невозможным. "Общим языком" в таком случае служит либо русский, либо диалектно окрашенный литературный немецкий. При этом многие носители диалекта, особенно нижненемецкого ("меннонитского"), испытывали большие затруднения в обучении немецкому литературному языку. Наблюдались случаи, когда люди младшего и среднего поколения, владея немецким диалектом и употребляя его в повседневной речи, не имели никакого представления о немецком литературном языке - ситуация, безусловно, вызванная многолетними политическими гонениями, страхом признать свое немецкое происхождение, отсутствием в течение нескольких десятилетий стимулов и возможностей обучения. Хотя в последние годы появилась мотивация изучения немецкого языка и приобщения к немецкой культуре - и из-за возможности эмиграции, и благодаря усилению различного рода связей с Германией, и в результате изменения национальной политики в стране и сдвигов в самооценке и самосознании людей - для изменения существующей ситуации, безусловно, требуется время.

Как ясно из сказанного выше, немецкие диалекты на территории Казахстана, как и в других республиках, часто сохраняются как обиходный, "домашний" язык. Наряду с этим, старшее поколение часто неплохо владеет литературным немецким языком, благодаря обучению до войны в школах, в немецких техникумах и на специальных факультетах вузов, существовавших на Волге и в других местах компактного проживания немцев. До разгрома церкви источником знания литературного немецкого было лютеранское богослужение; обычно в немецких крестьянских семьях сохранялись сборники церковных песен, которые крестьяне пели в церкви. Бывшие колонисты рассказывали автору этих строк драматические истории о том, как они прятали эти святые книги, несмотря на все запреты, находясь в трудармии, в ссылке. Меннониты, многие из которых, пройдя через жестокие гонения, сохранили до сих пор свою религию, также пользуются текстами на литературном немецком. Хотя немецкий язык как родной преподается в ряде школ Казахстана (в отдельных школах такое преподавание велось уже в 60-е годы, в 1968-1972 годах 25% немецких школьников в Казахстане учили немецкий язык как родной), еще до недавнего времени молодежь и среднее поколение часто не владели им. Что касается русского языка, то им владеют сегодня уже практически все немцы, проживающие в Казахстане. 64% немцев использует его дома. Он является и средством межнационального общения. В отношении проблем освоения казахского языка, ставшего теперь государственным языком Казахстана, немцы мало чем отличаются от других категорий русскоязычного населения.

Являясь так называемыми островными, т. е. находящимися в иноязычном окружении, диалектами, говора российских немцев сохранили много архаических черт. До сих пор выделяются и те диалектные типы, которые существовали и отчасти сохранились до сих пор в Германии. С другой стороны, с самого начала существования немецких колоний начался процесс диалектных смешений. иногда образовался смешанный, обобщенный диалект, койне. Так, в крымских колониях В. М. Жирмунский наблюдал смешанный швабско-франкский диалект, который он назвал "новошвабским" или "крымско-швабским". Сегодня этот диалект еще используется в селах Казахстана; в то же время, диалектные смешения продолжаются. С другой стороны, диалекты российских немцев уже давно подвергаются влиянию русского языка. На первом этапе этого воздействия происходит лишь заимствование слов, прежде всего, связанных с новыми для немецких иммигрантов условиями жизни. Слова эти произносились по нормам немецкого языка, интегрировались в немецкую диалектную языковую систему; например: Plitt - "плита", Borsch - "борщ". В заимствованиях более позднего периода наблюдаются интерференции, например, слова типа "телевизор", "проигрыватель" и т. п. часто произносятся уже по нормам русского языка. По подсчетам В. Кришнера, в волынско-немецком диалекте Чкаловского района Кокчетавской области слова, заимствованные уже в период проживания носителей диалекта в Казахстане, составляют 62% от всех заимствованных слов; причем источник этих заимствований - исключительно русский язык. Результатом значительного влияния русского языка на немецкий является часто наблюдаемое переключение кода, т. е. вкрапления русских слов и словосочетаний в немецкую речь. Более глубокое воздействие русского языка проявляется на уровне грамматики и словообразования. Тем не менее, лексика оказывается более проницаемой для влияния другой языковой системы.

Изучение языка российских немцев (см. подробно обзор в книге: Berend, Jedig, 1991) восходит к годам первой мировой войны, когда немецкий германист В. Унверт записал целый ряд говоров в лагере для военнопленных и даже попытался дать классификацию этих диалектов. В 20-х и в начале 30-х годов немецкие поселенческие диалекты изучались в Саратове по руководством профессора Г. Г. Дингеса, а затем А. П. Дульзона и в Ленинграде под руководством профессора В. М. Жирмунского. Эти ученые стремились не только описать соответствующие говоры, но и раскрыть на их примере законы смешения диалектов и языков. Была выдвинута теория первичных и вторичных признаков диалекта, по которой первичные, наиболее характерны признаки отпадают при взаимодействии нескольких языковых систем.

Целый ряд публикаций вышли не только в Советском Союзе, но и в Германии. В. М. Жирмунский рассматривал немецкие диалекты в СССР как своего рода лингвистическую лабораторию, имеющую огромное научное значение. С началом репрессий против российских немцев работы пришлось прекратить; многие ученые были арестованы и погибли. Лишь в конце 50-х годов удалось возобновить изучение немецких диалектов на территории Советского Союза, центрами исследования стали прежде всего Томск и Омск. Но всокре ученые Казахстана, в основном из Алма-Аты, также заинтересовались немецкими диалектами. Уже в 1964 году Г. Панкратц публикует в сборнике трудов Алма-Атинского Государственного Педагогического Института Иностранных языков свою первую работу, посященную нижненемецкому диалекту на территории СССР, а в 1968 году он защищает докторскую диссертацию. Другой ученый из Алма-Аты А. А. Вейлерт, изучавший говоры выходцев из волжских колоний, переселившихся еще в 1907-1908 годах в район Караганды, защитил в 1968 году кандидатскую диссертацию, а в 1990 году - докторскую диссертацию. Эти и другие исследователи, занимавшиеся диалектами немцев в Казахстане, продолжали изучение тех проблем, которые до войны были поставлены в работах Жирмунского и Дульзона: их интересовали, в частности, закономерности языковых смешений, проблемы заимствований и развития языков в иноязычном окружении.

Российские немцы, многие из которых живут сегодня в Казахстане, сохранили не только диалекты, но и фольклор, в основном песенный, обычаи и обряды, особый образ жизни, что позволяет им сохранять свою национальную идентичность.


SCImago Journal & Country Rank
build_links(); ?>
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL