ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР КАЗАХСКО-ТУРКМЕНСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Дулатбек КЫДЫРБЕКУЛЫ
Гульнара АННАКУЛИЕВА


Кыдырбекулы Дулатбек Балгабекович. Родился в 1967 году в Казахстане. В 1991 году окончил исторический факультет Казахского Государственного Университета. Кандидат политических наук. Работал в Торгово-промышленной палате и МИД Республики Казахстан. В настоящее время является старшим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. Член Союза журналистов Казахстана.


Аннакулыева Гульнара Атаевна. Родилась в 1950 году в Туркменистане. Закончила Туркменский Государственный Университет по специальности экономист, а затем аспирантуру в Москве. Кандидат экономических наук. В настоящее время работает ведущим научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте республики Казахстан. Одновременно является Председателем Туркменского общественно-культурного центра города Алматы и Алматинской области.


Распад огромной державы СССР вызвал образование новых независимых государств. В центральноазиатском регионе на сегодня сосуществуют пять государств - бывшие советские республики Средней Азии. Народы региона во многом взаимосвязаны общей историей, культурой, языком, вероисповеданием.

В советский период изучению Центральной Азии уделялось немалое внимание, которое, однако, под идеологическим прессингом марксистско-ленинской догматики принимало поверхностный характер. Глубокое изучение истории народов редко проводилось. Одним из белых пятен в изучении истории Центральной Азии является проблема казахско-туркменских взаимоотношений. В советское время этот вопрос почти не затрагивался. Освещение этого вопроса в западной ориенталистике, дореволюционной российской и советской историографии сводилось лишь к упоминанию имевшихся мелких междоусобных войн между казахскими и туркменскими племенами. "История - это память народа. Она состоялась и ее не исправишь и не перепишешь заново, заменив один цвет другим, как это делалось еще недавно в угоду конъюнктуре. Мы должны воспринимать ее целостно, во всем ее многообразии, такой, какой она была, со всеми противоречиями, с ее героическими и трагическими страницами" (1).

История казахов и туркмен - это история двух тюркоязычных народов, которые в прошлом были преимущественно кочевниками. В трудах средневековых арабских, иранских и тюркских историков сведения об этих двух народах даются в их взаимной связи с различными тюркскими племенами. Ибн Баттута, Ибн Хальдун, Аль-Идриси, Рашид ад-Дин, Абульгази и другие дают фактический материал по истории племен и народностей центральноазиатского региона и за его пределами на разных этапах средневековья. С развитием исторической науки были определены и племена, населявшие территории Казахстана и Туркменистана в древний период. Древние племена, населявшие огромный ареал от Причерноморья до Монголии именовались скифами. Историки их называют по разному в зависимости от проживания в тех или иных регионах. На территории нынешней Центральной Азии они назывались саками, которые подразделялись на следующие группы: тиграхауда, исседоны, массагеты, аримаспы, аргипеи в Казахстане; алано-сарматы в Урало-Волжском районе; дахи Каракумов; тара-дарайя в междуречье Амударьи и Сырдарьи; хаомоварга на Памире; перешедшие на оседлость хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы на территории современных Узбекистана, Таджикистана и Северного Афганистана, а также тохары, юэчжи и эфталиты на территории западной части Китая и Монголии. Все эти племена и народности были тесно связаны между собой (2). При этом важную роль в их постоянной близости и этногенезе более поздних народов играл фактор переселения и взаимодействие этих древних племен с оседлыми цивилизациями. Этот феномен имел свое продолжение и в средние века. Отсюда возникает немало спорных моментов, что приводит к искажению объективности истории и самоизоляции. При имеющихся особенностях двух этносов, возникших под влиянием культурно-географических и исторических факторов, следует, все же, видеть и общие корни происхождения.

В первом тысячелетии до нашей эры восточное побережье Каспия и Каракумы, а также прилегающие к ним территории населяли племена дахов, частично массагетов, аланов и сарматов. Исторически эти земли назывались Дахистаном по имени одного из вышеперечисленных племен. Дахи, как одно из подразделений скифской народности, вели кочевой образ жизни. Они участвовали в многочисленных войнах сакских племен против ахеменидской Персии. Подчинив себе оседлое население окрестных территорий, вожди дахов решили распространитьсвое влияние далее на юг. В 250 г. до н.э. они во главе с Аршаком захватывают Персию. Древние иранцы именовали дахов парфянами по названию населения мервского оазиса, где они господствовали к этому времени. Затем в течение нескольких последующих веков в античных источниках Персия называлась Парфией. (3)

В I в н.э. в северное Приаралье перекочевывают гунны, а в V в. н.э. в Каракумы и мервский оазис проникают эфталиты или белые гунны. В этот период происходит перемещение и взаимная ассимиляция разных этносов. Часть дахских племен переместилась на север, в сторону Западного Казахстана, где они жили с аланами. Впоследствии дахи стали называться адаями (адайцы), особенно после прихода с востока монголоидных тюркоязычных племен, в союз которых они вошли.

В VIII в. на исторической арене появляются огузские племена, кочевавшие в оазисах Жетысу и Сырдарьи. В IX-XI вв идет усиление и расцвет огузского государства. Под власть огузов попадают практически все тюркские племена на территории Казахстана, Поволжья, Хорезма, Мавереннахра. В это же время тюркские племена постепенно принимают ислам. Столицей раннефеодального огузского государства был город Янгикент, расположенный в низовьях Сырдарьи.

В XI веке огузское государство распадается под ударами кыпчакских и карлукских племен и подрывается изнутри отколовшимися от огузов сельджуками, которые стали усиливать свою власть на всей территории Центральной Азии, двигаясь в южном и юго-западном направлениях. В состав сельджукской империи входили Иран, Ирак, Сирия, Кавказ, Анатолия. Город Мерв стал столицей сельджукских султанов, которые вели войны с Газневидами и Караханидами. Из всех тюркских племен и народностей с оседлым ираноязычным населением в наиболее тесной связи были огузы и карлуки. Проникновение огузов в Анатолию и на Кавказ способствовало возникновению новых тюркоязычных народностей - турок и азербайджанцев. Тюркские народности Ирана (афшары, кашкайцы, каджары, шахсевены) и юруки в Турции являются прямыми потомками огузов. В языковом отношении они наиболее близки к туркменам. (4)

Огузы в XI в. насчитывали 22 племени: кынык, баюндур, ива, салур, афшар, бектили, букдуз, баят, язгыр, имур, карабулак, алкабулак, игдыр, урегир, тутырка, ула-йондулуг, тюгер, джебни, беджене, джувулдар, джаруклуг (5). Позднее многие из этих племен вошли в состав туркмен (салур, баят, язгыр, игдыр, джувулдар).

Салуры или салыры являются одним из семи крупных туркменских племен. Джувулдары, по-видимому, есть чаудуры, т. к. в турецкой исторической литературе они назывались чавулдур. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов. Баяты, язгыры (языры) и игдыры являлись мелкими племенами и примыкали к чаудурам. Языров именуют также карадашами. Что касается афшаров, то в основном они проживают в Иране и являются самостоятельной этнической группой, которая занимает промежуточное положение между туркменами и азербайджанцами. Вполне вероятно, что название Апшеронского полуострова происходит от названия афшарского племени. Правивший в XVIII в. в Иране Надир Шах Афшар происходил из этого тюркского племени, которое на Ближнем Востоке причисляется к туркменам (6). Афшары присутствуют среди турецких туркмен как одно из племен (7).

Таким образом, "огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, кыргызов, татар, башкир, туркмен, узбеков, каракалпаков" (8). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. Немалое влияние на их формирование оказало и оседлое ираноязычное население оазисов. "Позднее часть карлуков, смешанная с оседлым населением юга Казахстана и Жетысу и принявшая Ислам, стала называться туркменами, так же как и соответствующая им группа огузов" (9).

Огузов, живших в Передней Азии, долгое время именовали туркменами. Сам этноним "туркмен" по разным средневековым источникам означает "тюркоподобный" или "тюркский человек". С течением времени туркменами стали именоваться османские турки и азербайджанцы, но, по прошествии определенного времени, с усечением второго сочетания -мен. Длительное проживание огузов и их потомков в Передней Азии, а также туркменов с тюркоязычными народами Центральной Азии привело к тому, что в современном туркменском языке можно встретить определенные сходства в лексике и грамматике как с турецким и азербайджанским, так и с казахским и узбекским языками.

Казахское племя адай входило в Байулы - группу племен Младшего Жуза, где оно составляло наиболее крупную и воинственную ветвь. В IX-X вв они вошли в состав огузского государства. Они принимали участие в завоевательных походах огузов, кипчаков и других племенных союзов. Адайцы были в тесной связи с сельджуками, которые одновременно называли себя и туркменами. Огузы отождествляли само название племени "адай" как жителей острова (ада) посреди Мангышлака - "земли в стране огузов", как говорил Махмуд Кашгари (10). После упадка огузского государства адайцы вошли в состав кипчакского союза и расселились на более обширных территориях нынешнего Западного Казахстана (по долинам рек Эмба, Оил, Сагыз, Яик) и за его пределами. Они входили в состав Золотой, Синей и Ногайской Орд, а в XV в. в Казахское ханство (11).

В группу Байулы входят 12 племен, среди которых помимо адайцев наиболее крупными являются также таз и алаша. В составе тазов выделяется ветвь абдалы. А это нередко ведет к отождествлению тазов с абдалами, которые ведут свое прямое происхождение от эфталитов (белых гуннов), поселившихся на территории Западного Казахстана в IV-V вв. Среди туркменского племени чоударов также встречаются абдалы (12), что совпадает со временем прихода эфталитов в Каракумы в V в. Кроме того, абдалы присутствуют среди кочевых племен юруков в Турции и пуштунов Южного Афганистана и Северо-Западного Пакистана, являясь наиболее крупным племенным союзом, именующимся дуррани, откуда вышел афганский царь Ахмед Шах Дуррани. Название "алаша" тоже есть среди туркмен. Одно из пяти подразделений туркменского племени сарыков называется этим именем (13).

В XVII-XVIII вв адайцы, кочевали по Мангышлаку и далее на юг и там соприкоснулись с туркменами. Часть туркмен слилась с казахами, образовав подразделение адай-туркмен. Помимо адайцев с туркменами поддерживали связь и другие племена Младшего Жуза (шомекей, торткара, бериш, таз и т.д.), которые проживали в пределах Хивинского ханства, куда входили нынешний Каракалпакстан, Дашховузская и Хорезмская области. Частично казахско-туркменские связи могли быть и на территории Бухарского ханства. Наиболее ярким подтверждением казахско-туркменских связей является наличие у казахов сказания о батыре Короглы, который стал героем фольклора не только тюркоязычных, но и некоторых ираноязычных народов. Однако, возникновение эпоса о Короглы, как и сказания о Деде Коркуте, скорее уходит корнями в огузский период.

Возвышенности Устюрт на полуострове Мангышлак и Балканские горы близ залива Кара-Богаз-Гол имеют единую геологическую структуру. Вследствие кочевого образа жизни и отсутствия частной собственности на землю у тюрков издревле существовало общее пользование земель. Поэтому Устюрт и Балканские горы были общими как для казахов, так и для туркмен. В фольклоре у казахов и туркмен встречаются персонажи Алдар-Косе и Ерсары-батыр. Известный казахский акын Мурын-жырау в одном из сказаний воспевал, что Ерсары-батыр из Мангышлака переселился в Каракумы и там пустил корни. Туркменское племя эрсары ведет свое происхождение именно от батыра Ерсары (14). Холмы близ Балканских гор называются его именем. Абульгази считал, что Ерсары происходил из балканских салыров (15). По мнению этнографа А.Джикиева, причиной перемещения племени эрсары явилась засуха, охватившая Устюрт в незапамятные века (16).

Позднее эрсары и салыры проникли на территорию Бухарского ханства, заняв левый берег Амударьи (Лебапский велайет или бывшая Чарджоуская область). Что касается названия Балканского полуострова в Европе, то оно, возможно, было принесено огузами в период завоевания ими Малой Азии, либо в результате проникновения туда тюркских племен узов и печенегов из северного Причерноморья в X в. В Турции название рек Джейхан и Сейхан также были даны сельджуками вследствие того, что эти реки напоминали им Амударью (Джейхун) и Сырдарью (Сейхун).

Поскольку крупные туркменские племена теке, йомут, гоклен и сарык в ряду огузских племен не упоминаются, то, видимо, они ведут свою наследственность и преемственнось от салуров, в то время, как мелкие племена примыкают к чаудурам (17). Что касается названия этих племен, вероятно, они возникали в послемонгольский период по именам вождей (18). Однако, этот вопрос пока остается спорным. Среди туркмен Турции встречается племя теке, а они, как известно, переселились в Анатолию еще в XI-XII вв (19). Следовательно, текинцы существовали еще в огузский период. В целом, среди туркмен Ближнего Востока (Турция, Иран, Ирак, Сирия, Иордания) встречаются такие племена, которые в последние века не проживали на территории Туркменистана.

Взаимоотношения казахов и туркмен были на некоторое время прерваны вторжением джунгаров и калмыков в XVIII в. По мнению академика В.Бартольда, часть туркмен (в основном салыров) Мангышлака была переселена калмыцкими ханами на Северный Кавказ, где они проживают до сих пор под наименованием трухмен (20). Опустевшая прежде общая территория была постепенно занята казахами племени адай, которые продолжали развивать свои отношения с близлежащими туркменскими племенами (йомуды, чаудары и т.д.). После захвата Центральной Азии царской Россией Мангышлак был включен в состав Закаспийской области Туркестанского генерал-губернаторства, куда входили в основном территории, населенные туркменами.

Захват туркменских, равно как и казахских земель стоял перед царской Россией еще во время Персидского похода Петра I 1722 года. До этого, в 1717 году, экспедиция А.Бековича-Черкасского в Хиву была разгромлена хивинцами. Тем не менее, царское правительство не покидала мысль о приобретении новых обширных территорий Центральной Азии. Расширяющиеся интересы Российской империи состояли в том, чтобы выйти на торговые рынки Среднего Востока и Индии. Первым делом колонизации подлежали казахские земли.

Постоянные конфликты казахских жузов с джунгарскими захватчиками, а также набеги приволжских калмыков, башкир и уральских казаков ослабили казахское государство. Хан Младшего Жуза Абулхаир в 1731 году единолично, без согласия биев, старшин, батыров и других слоев населения принял присягу на верность Российскому государству. После этого начался медленный захват казахских земель регулярными отрядами царских войск. В то же время ханы Младшего Жуза не прерывали свои традиционные связи с хивинскими ханами, что было одним из препятствий для полной аннексии казахских земель. В 1740 году туркмены и казахи совместными силами отражали удары войск иранского шаха Надира, который повел свои войска на Хиву. В связи в этим часть туркмен откочевала ближе к казахским землям. Поэтому присоединение к Российской империи шло очень замедленными темпами. Положение усугублялось также нестабильностью ситуации в самой России, которая вела постоянные войны как за пределами, так и внутри державы.

В восстании под предводительством Е.Пугачева в 1773-1775 гг. принимали участие и казахи. После поражения крестьянского восстания Е.Пугачев надеялся найти убежище среди туркмен, однако был предательски схвачен и казнен (21). Подавление восстания в определенной мере придало импульс дальнейшим захватам в Центральной Азии. После каждого нового приобретения земель царское правительство вытесняло местное население из их плодородных земель. Это вызывало народные волнения среди местного населения. Так, в 1785 году вспыхнуло восстание Срыма Датова, продолжавшееся 12 лет. Подавив выступление Срыма Датова, царское правительство стало продвигаться вглубь западноказахских земель. В 1824 году был принят Указ "Об оренбургских киргизах", согласно которому институт ханской власти в Младшем Жузе был ликвидирован. В 1834-1835 гг. в северной части полуострова Мангышлак был основан Форт-Новопетровское (ныне Форт-Шевченко), переименованный 1857 году в Форт-Александровск, где в начале 50-х годов XIX века проходил службу великий украинский поэт Тарас Шевченко. В 1836-1837 гг. в Букеевской Орде прошло восстание Исатая Тайманова и Махамбета Отемисова, в отряде которых было немало туркмен. Туркмены также принимали участие в национально-освободительном движении под предводительством Кенесары Касымова в 1836-1847 гг.

Подавив восстание Исатая Тайманова, царское правительство в течение 30 лет вело подготовку к захвату туркменских земель. Одним из препятствий было Хивинское ханство, чьи связи с туркменами продолжали развиваться. Другим крупным препятствием оставалось мятежное настроение мангышлакских казахов. Новая попытка проникнуть в Мангышлак и конфискация пастбищных земель вызвали наиболее крупное восстание адайских казахов в 1870 году. Тогда с Кавказа через Каспийское море были переброшены дополнительные силы регулярных войск на Красноводский полуостров, где ещЮ в 1869 году было основано укрепление Красноводск для блокировки мангышлакского восстания адайцев. С ликвидацией адайского выступления царское правительство создало плацдарм для наступления на Хиву. Завоевав к середине 60-х годов XIX века южноказахские земли, царские войска в 1868 году заняли Бухарское ханство, а затем, в 1873 году с трех направлений было взято Хивинское ханство.

После небольшой передышки в начале 80-х годов XIX века Российская империя приступила к захвату свободных туркменских земель, поскольку часть туркмен проживала в Хивинском и Бухарском ханствах. В 1879 году туркмены нанесли поражение войскам генерала Ломакина. В 1881 году произошло кровавое сражение у Геок-Тепе, где текинцы оказали упорное сопротивление войскам царского генерала М.Скобелева. Затем, после подавления вооруженных выступлений, туркменские земли были разграничены между Россией и Ираном, северная часть которых попала в полуколониальную зависимость от Российской империи. В 1899 году была окончательно сформирована Закаспийская область из пяти уездов (Мангышлакский, Красноводский, Асхабадский, Тедженский и Мервский) в составе Туркестанского генерал-губернаторства.

Национально-освободительное восстание в казахской степи в 1916 году оказало воздействие на другие народы Центральной Азии. Туркмены подняли восстание против царской колониальной администрации, которая своим указом мобилизовала казахское, туркменское и узбекское население на тыловые работы в Россию. Несмотря на подавление восстания, Российская империя вскоре рухнула и на смену ей в 1917 году пришла советская империя.

После национально-государственного размежевания в Центральной Азии (тогда еще в Туркестане) в 1922-1924 гг. казахский и туркменский народы оказались в административном отношении разделенными. Получив узаконенные территории, они оказались отчужденными друг от друга. Во время голода 1931 - 1933 г. г. десяки тысяч казахов нашли спасение на туркменской земле. Тысячи туркмен также проживают и трудятся в Казахстане. Культурные связи между двумя народами в советский период продолжали развиваться. На казахский язык переводились произведения поэта Махтумкули и современных туркменских писателей. На казахских телеэкранах многократно демонстрировались фильмы выдающихся туркменских режиссеров.

С распадом советской империи Казахстан и Туркменистан развиваются как две независимые страны. Будучи членами международных и региональных организаций, эти народы стремятся жить в добрососедстве и сотрудничестве на пути к интеграции, придерживаясь принципов мирного сосуществования и взаимоуважения.

Примечания

1. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, с.7

2. Кыдырбекулы Д., Кошпелiлер кiм болган едi? // Акикат, 1994, тамыз, N8, 30 с.

3. там же, 33 с.

4. там же, 35 с.

5. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, с.319

6. Кыдырбекулы Д., Кошпелiлер кiм болган едi? // Акикат, 1994, тамыз, N8, 35 с.

7. Дурдыев М., Кадыров Ш., Туркмены мира, Ашхабад, 1990, с.58

8. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, с.320

9. там же, с.311

10. Казак шежiресi, Алматы, 1994, 82 с.

11. там же, 82 с.

12. там же, 83 с.

13. там же, 84 с.

14. Кыдырбекулы Д., Кјшпелiлер кiм болган едi? // Акикат, 1994, тамыз, N8, 36 с.

15. Родословная туркмен, М.-Л., 1958

16. Джикеев А., Материалы по этнографии мангышлакских туркмен, Ашхабад, 1963, т.2

17. Бартольд В., Сочинения, т.5, с.562

18. там же, с.574

19. Дурдыев М., Кадыров Ш., Туркмены мира, Ашхабад, 1990, с.58

20. там же, т.3, с.479-480

21. Буганов В., Пугачев, М., 1984, с.330


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL