Изменение ценностно-нормативных установок в полиэтнической культуре современного Казахстана

Серик Нурмуратов


Нурмуратов Серик Есентаевич, докторант отдела философии политики и культуры Института философии и политологии МНВО РК


1. Особенности развития политической культуры населения

Для объективного, целостного понимания сути социально-политической реальности современного Казахстана немаловажное значение имеет комплексное изучение его политической культуры. Как известно, политическая культура аккумулирует в себе жизненный опыт всего народа, совокупность важнейших черт национального (и этнического) характера, общепринятые в обществе ценности, установки, ориентации, нормы и т.д. Политическая культура в обществе является в определенной мере регулирующим фактором, который определяет политические и иные действия широких слоев населения.

Казахстан в ХХ веке прошел сложный, трудный, наполненный различными зигзагами путь социально-политического, духовно-исторического развития, который, в конечном счете, закончился обретением независимости. Казахстан - поликультурная страна, характеризующаяся этнонациональным, конфессиональным, региональным и другими формами плюрализма. Полиэтничность этносоциальной структуры, в свою очередь, требует обратить внимание на процессы мультикультурализации, на необходимость учета разнообразных (этносоциальных, религиозных и т.д.) установок в исследовании общественных процессов в переходный период.

Одной из важнейших особенностей казахстанского общества является резко бросающееся в глаза многообразие этнических культур, которое самым непосредственным образом сказалось на национальном сознании казахстанцев, на их мировоззрении, ценностно-нормативных установках, а также в целом на политической культуре. Изучение ценностных установок населения Казахстана важно не только в научном плане, но и с точки зрения государственных интересов. Оно тесно связано с такими понятиями, как менталитет народа, ценностная идентификация, межнациональное согласие, политическая и духовная культура и т.д.

Какой же смысл вкладывается в понятие ценностно-нормативные установки? Ценностно-нормативные установки - это способность людей (социальных субъектов) воспринимать те или иные явления, факты, нормы социальной действительности с определенных позиций и в соответствии с этим восприятием действовать так или иначе в различных жизненных ситуациях. Установки определяют устойчивый, последовательный, целенаправленный, относительно инвариантный характер протекания деятельности, выступают как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся условиях. Но, как справедливо отмечает З.Н. Сарсенбаева, установки нельзя рассматривать как фиксированную и постоянную величину (не только по интенсивности, но и по направлению, знаку), т.к. они являются следствием того или иного конструктивного процесса, отражением какой-то стадии развития этнического сознания индивида, группы.

Проблема теоретического анализа возникновения и функционирования определенных политических, идеологических норм и установок, их места в системе ценностной иерархии требует значительных усилий, особенно в современных условиях, когда происходит тотальная переоценка ценностей. Если правовая норма воздействует на поведение личности непосредственно, то иные формы нормативов (социальные, политические, эстетические, нравственные и т.д.) во многих случаях проявляются опосредствованным образом, имея эмоционально-волевую окраску..

Правовая норма тесно связана с общими правовыми ценностными представлениями людей определенного государства. Поэтому она аккумулирует правовое осмысление мира в определенном отрезке истории. Чем демократичнее страна, тем шире открываются возможности граждан защищать свои наиболее гуманистические ценности.

В Казахстане, несмотря на многочисленные трудности переходного периода, имеется достаточный потенциал для развития демократической политической культуры - это экономический, социальный, культурный и духовный опыт адаптации в сложных перипетиях жизни. Для дальнейшего развития политической культуры у граждан необходимо всесторонне внедрять в жизнь ценности демократии, принципы ненасилия и гуманизма. Наша страна в этом вопросе должна ориентироваться отнюдь не только на наличные западные модели, но и исходить из особенностей национальной реальности (Евразийского типа).

В казахстанском социокультурном пространстве соприкасаются две ментальности: западная и восточная, которые имеют свою специфику. Западный тип ментальности рассматривается как носитель культуры динамического, активистского начала, ориентирующейся на преобразование внешней реальности (экстравертная форма); восточный тип ментальности имеет более традиционалистский вид культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку (интравертная форма).

В менталитете русской культуры взаимодействуют оба начала. В современной казахской культуре тоже наблюдается синтез этих двух начал (разумеется, доминирующей стороной является восточный тип ментальности). Н.А. Бердяев говорил о русской культуре как Востоке - Западе, посреднице во взаимоотношениях двух типов культур, цивилизаций, а Ф.М. Достоевский - о всемирной отзывчивости русской души. В русской культуре все-таки лидировало восточное начало; это определялось влиянием православно-христианской традиции, усвоенной Россией от Византии. Отсюда специфический дух русской культуры – готовность к всечеловеческому единению, покаянию и т.д. Именно поэтому она выдвинула целый ряд гуманистических идей: идеи космизма, ненасилия, соборности, диалога, братства.

Анализ особенностей казахстанского менталитета невозможен без классификации социально-этнических установок, норм поведения различных этнических общностей. В этом смысле очень важен вопрос изучения особенностей русского национального характера, выявление в его структуре доминирующих ценностей, определение истинного социокультурного облика, менталитета.

В этом плане интересны исследования российских ученых по определению политической ментальности. Что же следует понимать под политической ментальностью современного общества? В более узком политическом смысле ментальность представляет собой общий для членов социально-политический тезаурус, позволяющий единообразно воспринимать и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в общности нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая при этом друг друга.

Итоги социологического исследования показывают, что в русском сознании независимо от половой принадлежности, возраста и уровня образования продолжает преобладать установка на стратегию малых дел (Пушинка к пушинке - выйдет перинка - 70% и Терпенье и труд все перетрут - 79,8%).

Здесь наблюдается явное предпочтение честной бедности в противовес нечестному богатству. Но следует отметить, что в условиях диаспорного существования русское самосознание несколько корректирует свои установки по поводу материальных и духовных ценностей. Этот факт характерен для всех этнических групп, находящихся в условиях иноэтнической среды диаспорной реальности. Колоссальные изменения, происходящие в обществе за последние десятилетия, оставляют свой отпечаток в оценочных позициях этнического русского человека (и не только). Исходя из этого, становиться понятным, что одним из существенных проявлений политической ментальности выступают те области общественной жизни, в которые формируются схемы восприятия, оценка своего положения в социуме.

Российские ученые по итогам результатов социологического исследования определили приоритетные качества русского человека. Чаще всего участники опроса вспоминали качества, отражающие общий стиль поведения русского человека: 1) доброта (27,6%); 2) простота (10,4%); 3) открытость (8,7%); 4) честность (6,0%); 5) терпимость (6,0%) и т.д.

Исследователи выявили типичную для русских установку на других (групповой стереотип поведения) и слабую фиксацию самооценки. Отсюда становится понятной природа некоторых исторических зигзагов, имевших место в российских просторах в ХХ веке и определенная популярность коммунистической партии в сегодняшних условиях.

Таким образом, изучение ценностного сознания, установок, стереотипов представителей разных слоев населения, разных этнических общностей дает важную информацию о разнообразных гранях социализации современного человека в условиях транзитного общества. Ведь резкая ломка социально-культурных, политических устоев общества отразились в сознании людей, в поведении отдельных граждан самым противоречивым образом. Для одних это выразилось в форме оптимистических ожиданий реальных изменений в лучшую сторону, а для других все новые парадигмы принимались как своеобразное отступление от нравственных принципов, от целесообразной организации жизнедеятельности людей.

В современных условиях, когда осуществляется ускоренная адаптация к рыночным реалиям, происходят резкие изменения ценностных ориентаций. Особенно этот момент трансформации мышления и поведения характерен для молодежи, так как она является более мобильной частью населения. А во взглядах и ориентациях старшего поколения сохраняются элементы мировосприятия, традиционного для социалистического периода нашей истории. Данный факт следует воспринимать как закономерное явление, характерное для исторической преемственности.

Процессы перехода к рыночным отношениям с каждым годом углубляются и расширяются. Поэтому важна роль социальной адаптации личности, этнической общности, страты к новым условиям жизни. Она является одним из механизмов модернизации общества. В связи с этим необходимо отметить тесную взаимообусловленность изменений ценностно-нормативных установок и процессов социальной адаптации в социуме. Каждая новая ценностная система формируется в недрах старых ценностных установок, которые доминировали в обществе, регулируя разнообразные процессы в социальной макросреде.

Но именно новая конструктивная система ценностей является главной платформой для активной жизнедеятельности людей. При этом далеко не каждый конкретный способ адаптации общества к новой социальной среде является оптимальным и перспективным. Ведь в условиях транзитного общества активизируются не только позитивно настроенные члены общества, но и криминогенные элементы, процветает коррупция, что порождает дисгармонию в духовно-нравственных устоях общества.

Поскольку в обществе происходят кардинальные изменения ценностных ориентиров людей, то они трансформируются в качественно новые ценностные установки, усиливая борьбу между старым и новым. Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что социально-стратная структура казахстанского общества все больше характеризуется формированием и дифференциацией различных больших и малых социальных групп, групповых интересов. На наш взгляд, процессы социального расслоения будут углубляться и дальше, резко поляризуя казахстанское общество.

Установки конкретного человека формулируются на основе доминирующих в социальной среде интересов, потребностей, норм и ценностей. Но нельзя исключить из вида неповторимую индивидуальность каждой личности. Ведь аксиологическая система не только определенной общности, но и отдельной личности имеет сложную структуру, имплицитно отражая всю гамму противоречий исторической эпохи. В связи с этими проблемами, для выяснения уровня самостоятельности казахстанцев, их активности в социальной сфере, был предложен следующий вопрос респондентам: Как вы принимаете решения в проблемных ситуациях?

Полученные ответы имеют следующую структуру:

  1. принимаю решение сам после тщательного анализа проблем- 41,4%
  2. прислушиваюсь к советам авторитетов (коллег, друзей, родственников) - 21,0%
  3. в основном полагаюсь на ситуацию- 20,6%
  4. затрудняюсь ответить- 8,0%
  5. в соответствии с правовыми нормами- 3,8%
  6. нет ответа- 2,5%
  7. в соответствии с моралью современного общества- 1,9%
  8. другое мнение- 0,7%

В ответах респондентов доминирует рационально-аналитический подход к проблемам, и каждый индивид, в основном, полагается на свои умственные способности. Немало опрошенных (21,0%) в проблемных ситуациях ждут помощи со стороны, нуждаются в опоре и поддержке. 1/5 часть респондентов живет по велению внутреннего голоса. Около 8,0% опрошенных теряются в сложных ситуациях и поэтому ответили Затрудняюсь ответить. Необходимо отметить один отрадный факт, что все-таки более половины респондентов высказали решимость самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях.

Для выяснения приоритетных ценностей в массовом сознании респондентам был предложен следующий вопрос: Какие ценности для Вас являются приоритетными? Учитывая тот факт, что ценности формируются на основе индивидуальной жизнедеятельности человека и в рамках определенных общественных отношений и форм общения людей, было разрешено выбрать 5 наиболее значимых ценностей. Классифицируя популярность разнообразных жизненных ценностей среди респондентов, отметим следующую аксиологическую картину:

  1. семья 18,8%
  2. жизнь 11,7%
  3. благополучие 10,3%
  4. деньги 8,1%
  5. совесть 7,4%
  6. труд 6,6%
  7. личное достоинство 6,4%
  8. свобода 6,0%
  9. безопасность 5,3%
  10. нравственность 4,9%
  11. законность 3,9%
  12. независимость 3,7%
  13. духовность 2,6%
  14. равенство 2,5%
  15. демократия 1,0%
  16. патриотизм 0,7%
  17. нет ответа 0,3%

Из ответов респондентов хорошо видно, что казахстанцы отдают предпочтение традиционным общечеловеческим, а не политическим ценностям. Этот факт говорит о том, что уже пройден этап активной политизации общественного сознания. Для людей становятся важными ценности повседневной реальности. А те злободневные проблемы политической жизни общества, которые доминировали в период обретения независимости (особенно политического характера), постепенно отходят на второй план. Не случайно такие пункты, как Независимость, Демократия, Патриотизм занимают соответственно 12, 15, 16 позиции. Разумеется, это не означает, что процессы демократизации в Казахстане достигли своего апогея и не имеют особой значимости. Эти данные еще раз подтверждают наш общий вывод о том, что население Казахстана, независимо от того, в каком разрезе мы его рассматриваем - в стратном, этническом, региональном или ином, - разделяет в целом общую постсоветскую, патриархально-подданическую политическую культуру с характерными для нее аполитичностью и низкой политической компетентностью населения.

По этническому признаку варианты ответов распределились следующим образом.

Представители казахского этноса предпочтения отдали следующим ценностям:

  1. семья - 38,5%
  2. жизнь - 25,0%
  3. благополучие - 19,7%
  4. деньги - 17,0%

Русские:

  1. семья - 34,9%
  2. жизнь - 21,1%
  3. благополучие - 19,2%
  4. деньги - 14,6%

Аналогичная иерархия ценностных предпочтений наблюдается в ответах представителей других национальностей, что свидетельствует о преобладании в мировоззренческих установках у всех казахстанцев общечеловеческих ориентаций над сугубо эмпирическими. Для людей главным являются не дифференцирующие факторы, а то, что создает условия для счастливой жизни каждого человека.

Будучи отражением фундаментальных социальных интересов людей, ценностные ориентации выражают субъективную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы. Именно в связи с этим объектом нашего социологического исследования стали ценностные установки граждан Республики Казахстан по самым разнообразным параметрам. Ведь здоровье, целостные ценностные установки являются показателем устойчивости, стабильности общественных, духовных процессов в обществе. Процессы демократизации должны сопровождаться прочным утверждением гуманистического начала. Основной целью данного исследования являлось изучение духовно-ментального состояния населения современного Казахстана в различных аспектах (по возрасту, по половому признаку, национально-этнический, региональный и стратификационный разрезы), а также выявление в сознании людей разнообразных деформаций, вызванных реалиями переходного периода.

В условиях транзитного социума сохраняются некоторые острые проблемы в различных сферах общественной жизни: например, неконтролируемая урбанизация, ухудшение демографической обстановки, рост преступности и т.д. Положение усугубляется в той мере, в какой управленческий аппарат отдаляется от демократического стиля руководства, а народонаселение от духовных истоков своего развития. К числу ценностей, препятствующих гармоничному развитию самоорганизации и самоуправления, можно отнести различного рода государственно-патерналистские установки, ведущие к тотальной этатизации социальной сферы. И этот процесс, в свою очередь, может отразиться в негативной форме на формировании политической культуры нового типа.

Из двух противоположных мнений по поводу той или иной проблемы, при отсутствии предвзятого отношения и давления со стороны, можно обрести совершено новую меру ценностей. Этот процесс характерен для развитых, цивилизованных стран, где отсутствует кризис ценностей. А в условиях переоценки ценностей формируется типологические группы, которые определяют по поведенческой и психологической реакциям людей кризис ценностей. Общая характеристика этих групп:

1-я группа. В нее входят люди, сохранившие прежние ценности. Это сознание можно назвать консервативным по отношению к уже произошедшим сдвигам.

2-я группа. Члены этой группы в качестве выхода из кризиса предлагают коррекцию ценностей. Их умонастроение можно характеризовать как либерально-реформаторские.

3-я группа. Ее представители стремятся решительно порвать со старыми структурами. Это нормоотношение базируется на типе сознания, которое можно назвать радикально-революционаристским (главный стереотип - образ врага).

4-я группа. Позицию людей можно определить как реально-радикальную, поскольку разделяемые ими ценности и формы поведения стоят на фундаменте прошлого, не отвергают истории.

5-я группа. Существует множество людей, для которых кризис ценностей выражается в полном их разрушении. Для них разрушено смысловое поле личности. Это маргинальное сознание.

Таким образом, на наш взгляд, данная типология не жестко фиксирует мироотношение людей, так как по мере развития общества и самих индивидов у людей могут происходить различные изменения во взглядах, установках и ценностях. Люди могут объединяться, ориентируясь на ценности производства, на политическую деятельность, на духовные ценности, а также их могут объединять идеи национальной консолидации.

Создание благоприятных условий жизни для современного человека, в которых он чувствует себя подлинным хозяином и творцом своей судьбы, судьбы своей страны, служит консолидации позитивных сил общества. Творческая активность человека обусловлена усилением социальной политики, обогащением духовной жизни. Не стандартизации маргинальной культуры и не консервация архитрадиционных ценностей являются катализаторами духовно-нравственного возрождения казахстанского общества. Точно также технократические доминанты не выступают основными приоритетными ориентирами, хотя их роль вовсе не отрицается в развитии межкультурных контактов. Главное - раскрытие особенностей человеческого бытия, его глубокого гуманистического смысла, где человек относиться к миру (живому и неживому), к людям с любовью и благоговением.

2. Этнокультурные различия стереотипов массового сознания.

Развитие любой страны отличается своими историческими и национальными особенностями. Каждая этническая общность или каждый народ имеет свой язык и культуру, присущий ему экономический и социальный уклад жизни, особые природные условия существования. К тому же народы находятся на разных этапах своего развития, что означает неодинаковый уровень их материальной и духовной культуры. Наряду с этим, стереотипы проявляются в собственно этническом сознании, отражая уровень развития этнической культуры. Все эти и другие факторы обуславливают разнообразие в жизни народов, многовариантный характер их развития и наличие в массовом сознании различных этнокультурных стереотипов.

Касаясь последних, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: Что такое стереотипы? Стереотипы - это совокупность образов-представлений, оценочных суждений о разнообразных качествах определенных социальных субъектов. Они как предвзятые представления о различных общностях, группах в социуме, формируются в недрах массового сознания и функционируют в структуре общественного сознания людей, выполняя самые разнообразные социальные функции (в основном, дифференцирующего характера).

Следует отметить, что чем выше уровень общественного развития, духовной культуры, тем ниже интенсивность циркуляции в социальной среде негативно ориентированных стереотипов. Независимо от того, какую направленность имеют стереотипы, какую функцию выполняют, они должны были формироваться в историческом процессе как объективное явление. Этностереотипы возникли вследствие сопоставления отличительных черт чужих народов (этносов, родов, племен) со свойствами собственной этнической общности.

В социальной психологии этнический стереотип рассматривается как социально обусловленный схематический стандартный образ социального субъекта своей этнической общности (автостереотип) или других (гетеростереотип). Стереотипы возникают в силу действия двух тенденций человеческого сознания: во-первых, конкретизации - стремления к ассоциациям абстрактных понятий с какими-то конкретными образами; во-вторых, упрощения - выделения нескольких признаков в качестве ведущих для обозначения сложных явлений. Они формируются как в процессе непосредственного межнационального общения, так и на основе неорганизованных форм передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки), предубеждений, уходящих корнями в исторические традиции (в частности, стереотип антисемитизма, стереотип исламского фундаментализма и т.д.), передаются через художественную литературу и фольклор.

Такие ставшие традиционными определения, как гордый испанец, педантичный немец, чопорный англичанин, легкомысленный француз (сюда можно добавить горячий кавказец, медлительный скандинав или ленивый казах и т.д.), исследователи обычно относят к этническим стереотипам. Но стереотип предполагает соответствие определенным социальным нормам. Здесь же, по мнению Я.В. Чеснова, речь идет об ожидаемой реакции отдельных индивидов, представителей разных этносов, т.е. перед нами в приведенных примерах выступают не стереотипы, а именно образы, сведенные в краткие описания, как бы формулы, в которых дан индивид с каким-либо свойством (предикатом).

Интересны исследования казахстанского психолога М.А. Искаковой по определению взаимосвязи между авто- (представлением о себе) и гетеро- (представлением о другом народе) стереотипами на примере казахской и русской этнических групп (исследования проводились среди студентов Вузов и рабочих предприятий городов Казахстана в 1994 г., всего было опрошено 520 человек).

Автор исследования отмечает, что представления народов о самих себе и стереотипы, которые существуют относительно конкретных этнических групп, не всегда совпадают. И далее она пишет: Естественно, что, оценивая свою этническую группу, респонденты приписывают ей большее число положительных качеств, нежели представителям другой группы. Это объясняется явлением группового фаворитизма. Суть явления заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Это может проявляться во внешне наблюдаемом поведении в процессах восприятия, то есть при формировании мнений, оценок и суждений относительно членов своей и другой этногрупп.

Приведем данные о стереотипах, выявленные в ходе названного опроса.

 

ВСЕГО

% негативно направленных стереотипов

% позитивно направленных стереотипов

% нейтральных стереотипов

а)

казахи (о русских)

36

52

12

б)

русские (о казахах)

23

65

12

 

СТУДЕНТЫ

     

а)

казахи

41

55

4

б)

русские

18

62

20

 

РАБОЧИЕ

     

а)

казахи

15

64

21

б)

русские

14

73

13

Из таблицы видно наличие достаточно высокого процента отрицательных стереотипов у опрошенных казахской национальности. Корни такого этнического стереотипа находятся в глубинах исторического процесса, когда казахское этническое сознание накапливало в своем содержании много пластов мировосприятия негативного характера. Поэтому некоторые национально-этнические предрассудки, закрепленные в прошлом, продолжают действовать как бы по инерции в сознании людей. Это важный психологическо-эмоциональный момент любого этнического стереотипа. А вот отношение к народам, с которыми нет непосредственных межэтнических контактов, менее эмоционально и более когнитивно.

В настоящее время, после глобальных миграционных процессов, этнодемографическая структура изменилась качественно. Казахи, как государствообразующая нация, стали преобладающей частью населения (более 50%). Этот фактор, на наш взгляд, сыграл роль смягчающего момента в межэтнических взаимоотношениях. Особенно объединяют людей различной этнической принадлежности смещение акцентов на социальные проблемы нашего общества.

В советский период развития общественной жизни во всем регионе Средней Азии и Казахстана традиционно наиболее искусными торговцами выступали узбеки, выходцы из Закавказья раньше десятилетиями контролировали значительную часть рыночной торговли фруктами и цветами в Казахстане, как и почти по всей территории бывшего Советского Союза. В современных условиях прежние традиции, своеобразные этнические нормативы торговли претерпели существенные изменения и теперь на всех торговых точках, базарах можно увидеть представителей всех этнических общностей. Прежний этнический стереотип о нерыночных народах не выдержал прессинга новой действительности, где на первый план выдвинут инстинкт самосохранения, а не реализация профессиональных качеств людей.

Пока в новом суверенном Казахстане четкая стратификационная дифференциация по этническим параметрам строго не обозначилась. Но основания для этнической конкуренции возрастают. В этнодемографическом плане на позицию референтной группы влияет фактор удельного веса данного этноса в общей этнодемографической ситуации страны. В связи с этим, этнокультурные различия характеризируются высокой дифференциацией, но как таковые они становятся предметом разногласий вследствие политизации этничности. Поэтому для достижения консенсуса взаимодействующими сторонами важен поиск причин политизации различий, а также общих знаменателей взаимодействия. Ведь абсолютизация роли негативных этнических стереотипов может дестабилизировать этносоциальную атмосферу, создавая поляризацию взглядов.

Реализация конкретных позитивных или негативных установок и стереотипов в межличностном общении зависит от степени принятия индивидом ценностно-нормативной системы референтной группы. Современные рамки вносят свои поправки в механизмы этнокультурной трансмиссии.

В Казахстане явно прослеживается тенденция роста религиозности. Растет число мечетей, церквей, увеличивается их влияние на общественную жизнь. Изучение природы религиозного стереотипа - отдельная проблема. Важно, чтобы в рамках этого мироотношения имел место диалог, а не монолог. Важна установка на диалог с представителями других конфессий, поиск универсальных ценностей.

Основные результаты исследований ценностно-нормативных установок и этнокультурных стереотипов можно сформулировать следующим образом:

Во-первых, составляющие системы ценностей, установок, стереотипов среднего казахстанца оказываются очень близки независимо от этнических, стратных, региональных, возрастных характеристик. Этот факт свидетельствует о единстве народа Казахстана, о социально-политической стабильности общества. Но в образе жизни, ценностных ориентациях населения Казахстана за последние 5-6 лет произошли большие изменения и многие ценности прошлого в настоящее время переосмысливаются. Если раньше коллективное решение было приоритетным, то в последнее время нарастает тенденция индивидуализации оценочного подхода, стиля поведения, т.е. происходят процессы копирования западного образа жизни, в какой-то мере противоречащего национальному менталитету казахстанцев (не только казахов).

Во-вторых, в разных регионах, стратах имеют место различные представления о ценностях, но это своеобразие ни в коей мере не исключает, а предполагает наличие в них общечеловеческих ориентаций. Поддержка разнообразных политических установок (в отличие от нравственных установок) может меняться во времени весьма стремительно, в зависимости от хода политических процессов, особенностей социально-экономической ситуации и других обстоятельств. Этот факт говорит о высокой потенциальной конфликтности сознания людей, их низкой политической компетентности.

В-третьих, если в условиях идеологизированного советского периода нашей истории индивидуальный политический выбор основывался на тех или иных идеологических категориях (в основном доминирующих в обществе), то в сегодняшних реалиях люди, в основном, выбирают ту политическую ориентацию, которая представляется им наиболее соответствующей их потребностям и интересам, т.е. политический выбор постепенно прагматизируется. Это явление характерно для развитых стран. Таким образом, анализ политической, этнической, стратной ментальности казахстанского общества через определения ценностно-нормативных установок, разнообразных стереотипов может способствовать совершенствованию рычагов демократизации общества, повышению уровня политической культуры населения Республики Казахстан.

В-четвертых, создание благоприятных условий для развития всех этнических групп Казахстана, усиление консолидационных тенденций в этом процессе, сохранение и развитие культурной самобытности, прогрессивных ценностей и традиций жителей всех регионов обеспечат более полное и разнообразное приобщение населения республики к сокровищам национальной и мировой культуры.

Развитие национального самосознания личности происходит в условиях разнообразной конкуренции (межэтнической, межконфессиональной, межстратной и т.д.). Именно поэтому нарушение принципов демократизма, дефицит гуманности порождают защитные охранительные механизмы - агрессивность, увеличение социальной дистанции, отчужденность и т.д. На личностном уровне эти проблемы актуализируются в зависимости от интенсивности этнического поля личности, направленности ценностных ориентаций.

Для углубленного анализа различных черт национального сознания необходимо расширить арсенал качественно-количественных методов сбора первичной информации. Например, наряду с социологическим опросом, анкетированием, целесообразно широко использовать в практике исследовательских работ глубинные интервью. Интервьюер путем прямого контакта с респондентом выявляет его мотивы, установки, чувства в отношении предмета исследования. Когнитивные возможности глубинных интервью позволяют зафиксировать реальные особенности проявления политической, этнокультурной ментальности во всем их многообразии (конечно, эти исследования требуют определенных финансовых вложений). Тем самым исследователи получают возможность более достоверного понимания специфики современной казахстанской этнополитической ментальности и политической культуры.


SCImago Journal & Country Rank
Реклама UP - ВВЕРХ E-MAIL